Daraja.ru
Назад

История создания и основные технические характеристики бульдозера Т-330

Опубликовано: 27.07.2019
0
62
Бульдозер Т-330

Тяжелый бульдозер Т-330: его технические характеристики и электросхема — удачный опыт отечественного «импортозамещения». Рассмотрим подробнее историю создания модели, особенности ее конструкции, сферу  применения.

Модель разработана чебоксарским предприятием, она стала единственной, серийно выпускаемой еще с 1975 г. Эксплуатировать эту спецтехнику активно начали в восьмидесятых годах после нескольких доработок. Именно тогда агрегат Чебоксарец получил промышленное распространение.

История модели

Поскольку создавался агрегат, как альтернатива импортной техники, разрабатывали его по аналогии с ней. Хотя конструкторы и отказались от точного копирования. Бульдозер получил меньшую мощность и производительность. Но себестоимость изготовления вместе с техническим обслуживанием стала гораздо ниже.

Т-330 явился основой нового направления промышленных платформ, которое объединило машины разной тяги при единой компоновке. Помимо основного направления, установка стала базой для создания многих носителей навесных приспособлений: крановых, трубоукладочных, экскаваторных.

Описание спецтехники

Бульдозер обладает достаточной мощностью, имеет запас надежности, отличается невысокой стоимостью ремонта. Основной его недостаток: двигатель, неспособный эффективно работать много лет.

Капитальный его ремонт далеко не всегда способен полностью восстановить заводскую работоспособность, из-за чего некоторые образцы спецтехники оснащены импортными двигателями. Модернизация трактора, выполненная после сорокалетней практики использования, обеспечила повышение живучести проблемных узлов.

Размеры Т-330
Габариты бульдозера Т-330

В результате разработан мощный мотор, у которого присутствует альтернатива между жидкостным либо воздушным охлаждением. Он более работоспособен при функционировании летом или зимой.

Назначение

Бульдозер этой марки способен выполнять строительные, мелиоративные либо ремонтные действия в расширенном температурном диапазоне. Он удобен при реализации обширных проектов, поскольку тогда достигается минимизация затрат. В стандартной комплектации трактор оснащен разрыхлителем вместе с передним отвалом.

Установка имеет бронированный капот повышенной прочности. Он  исключает вероятность деформации из-за перемещения значительной массы каменистого грунта. Благодаря переднему размещению операторской кабины нагрузка на машиниста снижается, открывается хороший обзор. Для предотвращения повреждения кабины она немного сдвинута назад и защищена капотом.

Бульдозер Т-330 в работе

Благодаря отведению под отвал выхлопных газов происходит улучшение практической эффективности работы спецтехники. Это действие препятствует вероятности задержки на ковше грунтового конгломерата, снижающего подвижность подвески и массу перемещаемого материала.

Поскольку в моторе реализовано воздушное охлаждение, он легко заводится даже при сильном морозе. В жару этого хватает для предотвращения перегрева. Более работоспособны модели, у которых присутствует охлаждение жидкостью.

В промышленных условиях трактор используют для таких целей:

  • подготовка грунта при закладке массивных фундаментов;
  • разрушение железобетонных конструкций;
  • расчистка котлованов;
  • борьба с последствиями после стихийных бедствий.

Устройство

В базовой комплектации машина снабжена мотором на 8 цилиндров, имеющим воздушное охлаждение. Выполненная V-образно система расположения цилиндров существенно повышает компактность силовой установки, позволяя более продуктивно использовать ее возможности.

Устройство Т-330
Устройство трактора Т-330

Модернизированные модели оснащены дизелем с 12 цилиндрами, который производит моторный завод в Ярославле. Их основное достоинство — повышенная мощность, значительно увеличивающая производительность.

Главные сборочные узлы этого трактора выглядят так:

  1. Двухместная кабина, которая оснащена обогревом и принудительной вентиляцией, системой кондиционирования. Двухслойное остекление усиливает термическую защиту при любых температурах, препятствуя обмерзанию. Рабочее место снабжено эргономическим сиденьем,  дополнительной амортизацией, удобной системой управления.
  2. Трансмиссия гидромеханическая с трехскоростной реверсивной КПП, способной раздельно передавать на каждый борт крутящий момент. Отдельно функционирует и система торможения, одновременно с реверсом способная обеспечить повышенную маневренность техники в достаточно стесненных условиях. Трактор легко разворачивается без продвижения на месте.
  3. Ходовая система состоит из пары тележек на гусеницах. Чтобы улучшить плавность хода, устранив динамические нагрузки, применена торсионная подвеска для катков. Узлы не требуется смазывать весь период эксплуатации агрегата.
  4. Управление бульдозером выполнено на дистанционном принципе. Все узлы напрямую не связаны с деталями управления. Большинство операций целиком автоматизированы, их выполняют дополнительные гидроприводы.

Технические характеристики

Практически все современные установки снабжены 12-цилиндровым дизелем, поскольку у старых моторов с 8 цилиндрами ресурс практически полностью исчерпан. В таблицах приведем все характеристики этого бульдозера.

Двигатель:

Параметры Значения
Количество цилиндров 12
Диаметр цилиндров 130 мм
Рабочий объем 22,3 л
Ход поршня 140 мм
Мощность 500 л.с.
Обороты вала 2100
Расход солярки 153 г/час
Габариты 1,76*1,1*1,19 м
Масса 1,79 т

Гусеницы:

Число башмаков 42
Ширина трака 650 мм
Шаг звеньев 250 мм
Контактная площадь 7,86 кв. м

Гидравлика:

Тип насосов шестеренчатые
Рабочая производительность 430 л/мин.
Срабатывание предохранительных клапанов 160 кг/кв. см
Габариты поршней перекоса отвала — 220*300 мм

работы отвала — 160*1250 мм

рыхлителя — 220*560 мм

Ходовые параметры:

Габариты 9,33*4,762*4,23 м
Объем топливного бака 670 л
Масса 54,8 т
Клиренс 0,57 м

Навесное оборудование:

Вид полусферический
Габариты 4,86*1,82 м
Уровень подъема 1,53 м
Уровень заглубления 0,65 м
Вес 7 т
Вид рыхлителя параллелограмм
Уровень подъема 0,95 м
Уровень заглубления 1,38 м

Стоимость нового современного трактора — 5 млн. руб. Изношенные, бывшие в эксплуатации машины обойдутся дешевле, но повседневные расходы нивелируют разницу. Существенное достоинство применения отечественного бульдозера — значительно меньшие затраты при ремонте, нежели для зарубежной техники.

Двигатель

Первоначально Т-330 выпускали с волгоградским мотором на 8 цилиндров объемом 22,6 л. Его мощность — 330 л. с. Дизель имел воздушную систему  охлаждения, что положительно влияло на работу в суровых зимних условиях нашего государства.

Двигатель бульдозера Т-330

Основные параметры родного дизеля следующие:

  • Рабочий ход и диаметр поршня этого мотора 8ДВТ-330А почти одинаковы — 160 и 150 мм.
  • Частота вращения коленчатого вала — 1700 об/мин.
  • Паспортный расход солярки — 230 г/кВт*час.
  • Подает топливо внутрь мотора немецкий насос бренда Bosh (иногда вместо него ставили чешский Motorpal либо отечественный «ЯЗДА».
  • Максимальное усилие тяги силового оборудования — 670 кН/68,2 тс.
  • Вес агрегата 8ДВТ-330А достигал 2,6 т.

Закреплен дизель сразу за кабиной в середине бульдозера. Практически доказано, что интенсивная его эксплуатация позволяет пользоваться мотором максимум 3 года, после чего приходится выполнять капитальный ремонт. Заявленный производителем ресурс функционирования составляет 4000 часов.

Выполняя капремонт, требуется заменять следующие изношенные узлы:

  1. Шлифовать коленвал либо менять его.
  2. Настраивать топливную аппаратуру.
  3. Устанавливать новые кольца на поршни и вкладыши.
  4. Заменять каждое уплотнение.
  5. Монтировать новые датчики и жгуты.
  6. Ставить новый генератор и стартер.

После развала СССР завод-изготовитель этих дизелей подвергся полному разорению, поэтому больше эту модель мотора не выпускали. Владельцы работающих бульдозеров вынуждены были искать выход, поэтому начали заменять родной двигатель, полностью исчерпавший ресурс, мотором ярославского изготовителя ЯМЗ-240. Сейчас практически все работающие трактора этой модели укомплектованы именно таким силовым агрегатом.

Трансмиссия

Отдельно стоит рассмотреть трансмиссию бульдозера. Эта спецтехника укомплектована гидромеханической системой. Раздельная модульная подвеска соединена с гусеницами. Для перемещения агрегата применен трехколесный гидротрансформатор с одной ступенью комплексной конструкции. Она дополнена центростремительной турбиной.

Трансмиссия Т-330
Кинематическая схема бульдозера Т-330

Допустимый коэффициент трансформации — 3. Для трактора применены колеса, у которых диаметр равен 480 мм. Установка достигает КПД своей работы, равное 0,906. Каждый из этих показателей гарантирует достижение оптимального значения крутящего момента дизеля, бесступенчатое регулирование его функционирования при изменении уровня нагрузки. В гидромеханической трансмиссии применена реверсивная, трехступенчатая КПП с шестью валами.

Работоспособности КПП способствуют следующие элементы:

  • Косозубые, постоянно находящиеся в зацеплении шестерни.
  • Дисковые муфты передач, прижимаемые гидравлическим усилием.
  • Реверсивный механизм, который управляет системой торможения.
  • Остановочные тормоза, имеющие ленточную систему функционирования.
  • Тормозная система функционирует в реверсном режиме, что гарантирует отдельное действие каждой стороне бульдозера (все тормоза объединены, составляя единый автономный блок).
  • Каждая сторона трактора обеспечена механической передачей посредством согласующих редукторов.

Чтобы передать крутящий момент на конические шестерни редуктора, применены карданные варианты передач. Раздвоение мощности потока кинетической энергии гарантирует гидромеханическая трансмиссия, передавая его на ведущие колеса. Это гарантирует уверенную стоянку трактора на любой наклонной плоскости, поскольку гусеницы способны двигаться в противоположных направлениях.

Электрооборудование Т-330
Электрическая схема трактора Т-330

Подобная трансмиссионная конструкция имеет несколько достоинств:

  1. Эффективное использование мощности дизеля и воспроизводимого им крутящего момента при любой достигнутой скорости движения.
  2. Развитие на любом режиме максимальной тяги.
  3. Легкое маневрирование даже в совершенно стесненных условиях благодаря раздельному приводу для каждой гусеницы.

Тракторный гидротрансформатор этой модели выполнен по аналогии с тепловозным агрегатом.

Скачать документЗдесь можно скачать инструкцию по эксплуатации бульдозера Т-330.

Механизм хода

У этого трактора ходовая система снабжена двумя гусеницами, которые поддерживает пять катков. Они подвешены по одной оси с бортовыми  передачами. Дополнительно присутствует пара поддерживающих катков по каждой стороне.

Подвеска этих опор торсионная, чтобы повышать плавность маневров, гарантированно сцеплять гусеницы и грунт, снижать на механизм динамические нагрузки. Благодаря такой конструкции тяговое усилие используется в полной мере, повышается проходимость.

Отвал бульдозера Т-330

Чтобы добиться продолжительного функционирования ходовой части, разработана система «вечной» смазки. Гусеницы находятся в постоянном натяжении благодаря гидроприводу — это облегчает управление техникой.

Плюсы и минусы

Перечислим главные плюсы этой машины, не забыв упомянуть и про минусы, присущие технике.

Плюсы:

  • Достаточный обзор вперед.
  • Теплая и комфортная кабина, продуманная система обогрева (от аккумуляторов нагревается все, даже топливный бак и КПП).
  • Хорошая маневренность.
  • Простота конструкции.
  • При ремонте удобно добраться до любого узла, поскольку присутствует много лючков.
  • Хотя мотор работает на своем пределе, его мощности достаточно.
  • На грунте бульдозер превосходит по производительности мощную импортную технику, да и при работе на скале, когда она разбирается с помощью отвала, не уступает зарубежным аналогам.

Минусы:

  1. При рыхлении техника слабовата из-за легкой кормы, невидимости колонки рыхлителя, невозможности регулировать угол атаки.
  2. Незначительный ресурс дизеля — менее 4000 моточасов.
  3. Отсутствуют промежуточные положения у электрогидравлического управления, есть только позиции включено либо выключено.
  4. Часто выходят из строя пилоты управления и распределители.
  5. Слабые лючки из дюралюминия, их сразу раздавливает, поэтому приходится менять их, устанавливая самодельные, стальные.
  6. К заливной горловине на картере ГТР плохой доступ, хотя на поздних моделях картер стал общим, объединенным с КПП.
  7. Максимальная жизнеспособность гусениц — полгода.
  8. Качество выполняемой заводом-изготовителем сборки узлов нередко не отвечает требованиям потребителей.

Видео: бульдозер Т-330.

Отзывы

Желая купить эту спецтехнику, рекомендуем предварительно прочесть о ней многочисленные отзывы. Народ в шутку именует трактора «бульдогами», иногда «чувашпиллерами».

Операторы, обслуживающие агрегаты, отзываются об особенностях работы на Т-330 практически одинаково.

Автор:
Постольник Леонид
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Отправляя данную форму, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами нашего сайта.