Основные достоинства бульдозера Б-170

Бульдозер Б-170 и его технические характеристики позволили производителю - Челябинскому тракторному заводу - создать легендарный и универсальный трактор. Завод, проектируя изделие, опирался исключительно на проверенные временем конструкторские решения, и создал изделие с оптимальным балансом неприхотливости, надежности, тягового класса и универсальности применения. Основное назначение строительной машины – выполнение типовых планировочных, рыхлительных, трамбовочных работ на различных грунтах.
Грунты (I-III), бульдозер разрабатывает, не прибегая к предшествующему рыхлению навесным рыхлителем. Четвертая категория грунта, мерзлые земли, трещиноватые скальные породы потребуют использования штатного рыхлителя.
Различные виды климатического исполнения, позволяют эксплуатировать трактор в диапазоне температур от минус 50°С до плюс 40°С. Тропическое исполнение, позволяет осуществлять эксплуатацию во влажном и теплом климате, при сильной запыленности.
Массо-габаритные характеристики
Ширина трактора с демонтированным отвалом, допускает транспортировку без оформления специальных пропусков.
Размеры (мм) и вес (кг) изделия:
- длина без установленного отвала и рыхлителя – 4210;
- ширина с демонтированными зеркалами – 2480;
- высота от поверхности земли до плоскости крыши кабины – 3250;
- колея – 1880;
- база (семикатковая, индекс «2») – 3225 мм;
- база (шестикатковая, индекс «0») – 2880 мм;
- база (пятикатковая, индекс «1») – 2517 мм;
- масса трактора без навесного оборудования зависит от модификации и лежит в диапазоне 14100 -16160 кг;
- вес каждого вида навесного оборудования приведен в соответствующем разделе.
Объем емкостей технологических жидкостей двигателя трактора, гидравлической и вспомогательных систем
- Емкость топливного бака для дизельного топлива – 300 литров;
- объем охлаждающей жидкости двигателя (антифриз, тосол, в том числе, северного исполнения) – 60 литров;
- емкость масляного картера двигателя вместе с оборудованием системы смазки – 32 литра;
- емкость гидравлической системы с установленными гидроцилиндрами заднего рыхлителя и бульдозерного оборудования – 100 литров;
- бортовые редуктора - каждый по 12 литров;
- гидромеханической трансмиссии вместе с задним мостом и коробкой передач – 90 литров;
- механическая коробка передач, включая задний мост – 50 литров.
Силовая установка бульдозера
Основными типами двигателей тракторов данного типа являются модификации проверенных временем и разнообразными условиями эксплуатации Д160 и Д180. Характерными особенностями данных двигателей является их приспособленность к различным видам топлива:
- дизельное;
- газоконденсатное;
- керосиновое.
Этот фактор позволяет в ряде случаев сделать более экономичным применение бульдозера в местах, где не всегда возможно обеспечить снабжение качественным топливом технику, проводящую строительные работы.
Системы запуска двигателя могут быть оборудованы:
- электростартерной системой, отличающейся конструкцией зубьев венца маховика (прямые) и включением в систему смазки дополнительного маслозакачивающего насоса;
- карбюраторным пусковым двигателем малой мощности (тракторным «пускачем») П-23У;
- опциональной системой предпускового прогрева картера и самого двигателя различного вида (электрической – подогревающей масло или антифриз, дизельной – нагревающей циркулирующую охлаждающую жидкость);
- электрофакельной свечой прогрева форкамеры;
- устройствами облегчения пуска в холодных регионах.
Базовый мотор Д180 имеет три модификации фактического исполнения, позволяющего задать три ступени или индекса мощности кВт (л.с.):
- Нулевой - 132 (180) при 1250 об/мин);
- Первый - 125 (170) при 1250 об/мин);
- Второй - 103 (140) при 1070 об/мин.
Обеспечиваемый конструкцией двигателя запас крутящего момента для всех модификаций более 25%. Предельный расход топлива рассчитанный при эксплуатационной мощности не более 218 г/кВт или 160 г/л.с. в час.
Двигатель оборудован жидкостной системой охлаждения с термостатом двойного действия, заправляется тосолом или антифризом.
Стандартные характеристики ДВС:
- количество цилиндров в ряд – 4;
- рабочий объем, литров – 14,48;
- диаметр цилиндра, мм – 150;
- величина хода поршня, мм – 205.
Воздухозаборник Д180 располагается в зоне наименьшей запыленности во время работы. Используется двухступенчатый воздухоочистительный тракт. Первый этап – мультициклон, с «эжекционным» удалением в выхлопную трубу твердых частиц, выпавших в поддон за счет центробежной силы. Второй осуществляет тонкую очистку воздуха бумажными очищаемыми сменными фильтрующими элементами.
На модели Д180 применяется улучшенная конструкция турбокомпрессора.
Система смазки двигателя комбинированная. Очистка масла осуществляется полнопоточным фильтром с бумажными фильтрующими элементами.
Все модификации двигателей бульдозера Б-170 весьма надежны в силу:
- многолетней отработанности конструкции и давнего устранения «детских» болезней;
- применения надежных конструкторских решений;
- использование в цилиндро-поршневой группе новых технологических решений в части изготовления поршней и гильз;
- дополнительной пылеизоляции моторного отсека;
- современных фильтрующих технологий и сменных элементов.
Система подачи топлива
Состоит из:
- топливных баков и трубопроводов, в том числе топливопроводов высокого давления;
- топливного насоса с регулятором;
- топливоподкачивающего насоса;
- фильтров тонкой и грубой очистки топлива;
- работомера, предназначенного для механического привода счетчика моточасов;
- форсунок;
- регулятора топливного насоса.
Чтобы понять, как разобраться в регуляторе, напрямую влияющем на расход топлива, и соответственно, экономическую эффективность эксплуатации бульдозера, необходимо правильно понимать особенности его устройства и работы.
Штатная инструкция по эксплуатации в соответствующем разделе «ремонт топливной аппаратуры» имеет достаточно наглядные рисунки и схемы работы регулятора.
Требуемые для ремонта оборудования запчасти, в силу популярности бульдозера, практически всегда есть в наличие у дилеров производителя.
Трансмиссия трактора (бульдозера)
Трансмиссия состоит из следующих деталей и узлов:
- гидросервированной муфты сцепления с сервомеханизмом;
- блокировочного механизма;
- механизма управления муфтой сцепления и горным тормозом;
- четырехвальной коробки передач шестернями постоянного зацепления и масляным насосом;
- фильтра системы смазки трансмиссии и маслопроводов различного диаметра и исполнения;
- тормозной ленты и системы управления тормозами;
- механизма управления поворотом бульдозера;
- тормозными механизмами;
- бортовые фрикционы с сервомеханизмами;
- ведущее колесо с лабиринтными уплотнениями;
- бортовых редукторов.
Покупатель Б-170 может выбирать между двумя видами коробок передач, штатно агрегатируемыми с двигателями различных модификаций. В зависимости от передаточного отношения бортовых редукторов используются коробки 50-12-7СП (i=9,94), или 50-12-8СП (i=14,79).
Коробка передач позволяет оперировать 8 скоростями переднего, и четырьмя – заднего хода. Наличие ходоуменьшителя определяет вариант исполнения коробки. При необходимости использования дополнительного навесного оборудования, коробка может иметь выход ВОМ (вал отбора мощности).
Конструктивно коробка может трансформироваться в шестискоростную, за счет блокировки первой ступени.
Вне зависимости от вида используемой трансмиссии – ручной или гидромеханической, основные узлы остаются без изменений. Трансмиссии обоих типов позволяют достигать бульдозеру максимальной скорости перемещения, равной 10,2 км/час.
Максимальное возможное тяговое усилие достигается при работе на первой передней передаче в обычном диапазоне, и достигает 142кН при номинальной частоте оборотов коленчатого вала. Скорость передвижения трактора, при этом будет составлять 3,01 км/час.
Минимальное тяговое усилие и соответственно максимальная скорость перемещения – 10,2 км/час достигаются при работе на передней четвертой передачи в ускоренном диапазоне, и составляет 27кН.
Конструкция рамы трактора
Пространственная конструкция корпуса бортовых фрикционов обеспечивает требуемую жесткость, и является основой, к которой привариваются коробчатые лонжероны. Бампер, коробка балансирной балки также приварены к раме с необходимыми усилениями в местах наибольшего механического напряжения. Надежность используемых при сварке рамы конструкционных сталей и правильный расчет конструкции подтверждаются практической «неубиваемостью» детали.
Ходовая часть
Ходовая гусеничная часть состоит из:
- гусениц, различной ширины от 460 до 900 мм, с 65 миллиметровыми грунтозацепами и шагом 203 мм;
- опорных катков (от 5 до 7);
- поддерживающих катков;
- натяжного колеса;
- механизмов натяжения и сдавания;
- тележки гусениц;
- балансирной рессоры.
Тележечный тип подвески равномерно распределяет общую массу трактора на поверхности земли, что повышает общий коэффициент эффективности выполняемых работ на сложных видах грунта.
Электрическая система
- Номинальное напряжение - 24 Вольта.
- Генератор переменного тока 1кВт, оборудуется выпрямителем и электронным регулятором напряжения.
- Электрический стартера - 8,2 кВт.
- Две стартовые АКБ, с емкостью 182-190 Амперчасов.
Гидравлическое оборудование
Используется раздельно-агрегатная гидравлическая система, оборудованная насосом шестеренного типа. Система конфигурируется в зависимости от целевого назначения трактора. Основной привод – НШ-100, установлен на двигателе и приводится в действие шестернями распределения. Трасса слива оборудована фильтрами с тонкостью очистки 25мкм.
Остальные параметры:
- используемый гидрораспределитель Р160;
- номинальное давление - 16 МПа;
- давление установки сбрасывающего клапана -18-20 МПа.
Видео: о бульдозере Б-170.
Отвалы
Трактор оборудуется полусферическим и прямым типом отвалов шириной, соответственно 3,31 и 3,42 метра. Объемы призм волочения составляют 4,75 и 4,28 кубических метров. Массы навесок 2,313 и 2,240 тонн. Высота при угле резания 55° для обоих типов 1310 мм. Максимальная высота подъема – 1020 мм, максимальная величина заглубления – 440 мм.
Рыхлительное оборудование
Сзади бульдозера установлены штатные кронштейны для размещения рыхлительного оборудования, которое, в зависимости от комплектации может быть одно или трехзубым. Подъем задней навески весом 2,245 т для трехзубого исполнения и 1,555 т – однозубого, осуществляется с помощью гидравлического цилиндра. Перемещение насадок обоих типов в вертикальной плоскости осуществляется на глубину 650 мм от уровня поверхности земли, в трех фиксированных положениях, при углах наклона 45°и 30°.
Кабина оператора
Цельнометаллическая, каркасного типа, на виброшумоизоляционных опорах, уменьшающих негативное воздействие тряски и вибрация от рамы и двигателя. Дополнительное утепление под внутренней обшивкой, накладные звуко и теплоизоляционные маты на кожухах элементов трансмиссии. Двери с фиксацией в открытом положении, максимально возможная при данной компоновке площадь остекления обеспечивают достаточный обзор оператору. Проверенные временем эргономические решения размещения и габаритов органов управления и контрольных приборов, не требуют привыкания для большинства бульдозеристов.